Правильное торговое освещение

Выбирая уpoвeнь ocвeщeннocти в магазине, лучше сразу обратиться к специалистам. Только они cпocoбны учecть многочисленные нюaнcы, coпpoвoждaющиe выбop, paccтaнoвку и экcплуaтaцию cpeдcтв иcкуccтвeннoгo ocвeщeния. Но при этом и coбcтвeнник oбъeктa дoлжeн предоставить полную инфopмaцию o paзмepax тopгoвoгo зaлa, кaчecтвe пoкpытий, типe пoтoлкa и их цветовых решениях. Нельзя забывать и об иcтoчниках ecтecтвeннoгo cвeтa, типе торгового oбopудoвaния, характеристиках самого товара.

Cлeдующий шаг — обеспечить интeнcивнoсть cвeтa. Он должен быть достаточным, иначе зрение покупателей будет постоянно напряжено. Но и не слишком ярким, что может привести к чpeзмepнoй утoмляeмocти как пpoдaвцoв, так и пoкупaтeлeй. А если человек испытывает какие-либо неудобства, он вряд ли станет вашим постоянным клиентом.

Средняя освещенность большинства современных магазинов составляет 1000-1500 Лк (этот параметр замеряется на расстоянии 0,7-1 м от пола), хотя значения интенсивности света могут варьироваться более широко в зависимости от особенностей проекта, окружающих условий и требований заказчика. Так, в отдельно стоящем магазине общая освещенность может быть и не очень высокой (например, 700-800 Лк), но покупатели при этом будут чувствовать себя вполне комфортно. А вот в торговом центре такой магазин будет проигрывать своим соседям, поскольку требования арендаторов к освещенности, как правило, значительно выше (1000-2000 Лк). Некоторые розничные сети – исходя из собственной концепции оформления магазинов и вне зависимости от месторасположения объектов – делают освещение торгового пространства очень ярким – до 2500-3000 Лк и более. Добиться необходимого уровня освещенности можно различными способами. Наиболее простой вариант – равномерный общий свет. Более ярко в этом случае, как правило, освещается только расчетно-кассовая зона. Такой подход характерен для продовольственных сетей и крупноформатных магазинов, занимающих большие площади (например, гипермаркетов), для которых на первый план выходят затраты на электроэнергию.

Более интересное решение заключается в сочетании общего и акцентного освещения, когда часть светильников создает равномерный световой фон, на котором с помощью локальной подсветки более яркими световыми пятнами выделяются определенные функциональные зоны торгового зала. Многоуровневый свет характерен в первую очередь для магазинов непродовольственного формата. Как правило, дополнительно освещаются пристенное и островное оборудование, касса и, конечно же, витрины и примерочные.

Обострение конкуренции заставляет владельцев магазинов придумывать все новые способы борьбы за своего покупателя. Поэтому с каждым годом возрастает спрос на нестандартные решения, а торговые точки все чаще привлекают клиентов не столько ярким светом, сколько интересной световой концепцией. По словам экспертов, если несколько лет назад приходилось доказывать необходимость акцентного света, то сегодня большинство заказчиков это понимает, благодаря чему диалог с клиентом получается более конструктивным, и в процессе обсуждения перед ним стоит лишь задача выбора конкретного решения из нескольких предложенных вариантов. Главное достоинство акцентного освещения в том, что оно предоставляет более широкие возможности как для дизайнера, так и для заказчика и позволяет создать неповторимый и запоминающийся за счет своей индивидуальности интерьер.

Особенности освещения различных групп товаров

Одежда

Основными критериями при подборе освещения для магазина одежды является высокая цветопередача — способность света правильно передавать цвета. Использование здесь источников света с низкой цветопередачей может привести к искажению цветовой гаммы, которая имеет принципиальное значение: при дневном свете цвет товара будет отличаться от того, который был выбран, что в свою очередь может привести к недовольству покупателей и снижению популярности магазина. В качестве источников света рекомендуются светодиодные светильники с максимальным коэффициентом цветопередачи (от 80%-100%).

Обувь

В обувных магазинах товары изготовлены преимущественно из кожи и замши темных тонов, чувствительных к тепловому нагреву и световому воздействию. Поэтому здесь надо учитывать расстояние от светильника до обуви во избежание нагрева, так как кожа под воздействием тепла ламп может деформироваться. Поэтому для таких объектов торговли давно необходимо использовать светодиодные лампы, светильники, которые имеют малую температуру нагрева и не формирует тем самым товар. С другой стороны, обувь активно поглощает свет, поэтому его непременно должно быть много. Важно равномерно залить всю площадь магазина и расставить световые акценты на приоритетный товар. Приемлемый уровень освещённости и для магазина одежды, и для магазина обуви должен составлять в среднем 800-1000 лк.

Меха

Представлять дорогостоящие натуральные меха покупателю — задача непростая, ведь нужно выделить все преимущества того или иного меха, его цветовых особенностей, подчеркнуть натуральный блеск шерсти. Для освещения применяйте светодиодные источники света, если не хотите столкнуться с выгоранием, борьбой с ультрафиолетовом излучением от других видов ламп.

Детская одежда, игрушки

На детские товары распространяются вышеупомянутые принципы освещения, можно добавить, что в детских магазинах уровень освещенности должен быть не менее 800 лк. Один из важных моментов магазина игрушек — это создание атмосферы радости, что достигается высоким уровнем освещенности.

Косметика и парфюмерия

В этом отделе наиболее важен цвет, поэтому главный фактор при проектировании освещения — максимальная цветопередача. Идеальным решением для освещения зала с косметикой будут источники света с коэффициентом цветопередачи более 90% и выше, цветовой температурой 3000-4200К.

Ювелирные магазины

Освещение ювелирных отделов — одна из самых сложных задач для специалистов. Надо помнить о том, что каждый камень от природы уникален, даже камни одной породы могут сильно отличаться друг от друга, поэтому к каждому нужен свой подход. Освещать ювелирные изделия очень сложно — нужно показать всю красоту формы и пронизывающего цвета, особенность огранки, создать для покупателя особую обстановку для восприятия. Ювелирные украшения часто бывают представлены на бархате, активно поглощающем свет, поэтому уровень освещенности должен быть достаточно высоким — от 800-1000 лк. Как правило, общее освещение помещения комбинируется с направленным светом — светильники небольшой мощности устанавливаются непосредственно в витринах, часто их заменяют светодиодными лентами — для индивидуальной подсветки каждого изделия. Приветствуется разделение цветности ламп — теплые для желтого золота и самоцветов, холодные — для белого золота, платины, серебра.

Автосалоны

В автосалоне существует несколько зон, к освещению которых надо подойти по-разному. Главная зона — это демонстрационный зал, где выставлены автомобили и где покупатели проводят основную часть времени. Здесь надо учитывать не только специфику помещения, особенности дизайна и корпоративный стиль представленной марки, но также важно, чтобы каждый автомобиль был хорошо виден покупателю: качество покрытия, окраска, шины. Следующая зона — офисное помещение. Здесь важным критерием является, не дизайн, а освещённость и зрительный комфорт. Также во многих автосалонах есть автосервис — он освещается в соответствии с нормами для промышленных помещений. Перед светотехниками стоит задача создать равномерный уровень освещённости, при этом избежать отблесков от множества глянцевых поверхностей. На автомобиле не должно быть много бликов, чтобы покупатель мог по достоинству оценить машину, но без игры света автомобиль может выглядеть плоско. Дизайнеру по свету нужно найти золотую середину и показать все достоинства представленной модели, её эксклюзивность и роскошь. Одним из вариантов решения снижения бликования в демонстрационном зале может стать использование отраженного света. Правильная расстановка углов отражения позволит достичь нужной освещенности без бликов. Во многом уровень и тип освещённости зависит от высоты помещения. В высоком помещении у светотехников возможности практически не ограничены (чаще всего это отдельные здания). К тому же в таком здании много естественного света. Сложности вызывают здания, не приспособленные для автосалонов, в таких случаях архитектор, светотехник или светодизайнер ищут пути решения совместно, учитывая структуру помещения. Минимальный уровень освещённости — около 600 лк (на капотах 1000 лк), подойдут светодиодные подвесные светильники или прожекторы, источники света с цветопередачей более 80 %.

Продукты

Продукты питания капризны и требуют бережного и внимательного отношения к себе. Особенно это касается скоропортящихся продуктов и напитков, подверженных тепловым воздействиям. Допускается подчеркивание и усиление желаемых качеств товара — сочности, свежести, яркости цвета, но применяемые спецэффекты не должны изменять внешний вид продуктов и не вводить покупателя в заблуждение.

Алкогольная продукция

Алкогольная продукция относится к тем товарам, которые не переносят высоких температур и поэтому тут сам бог велел использовать акцентное светодиодное освещение. При тепловом воздействии могут измениться цвет и вкусовые качества напитков. В отдельные стоящие витрины с дорогим вином или крепким алкоголем, как и в ювелирных магазинах возможно пустить слабую по мощности и световому потоку светодиодную ленту. Подсветить дно бутылки и этикетки.

Хлеб, кондитерские изделия, сыры

Для освещения хлебобулочной продукции и свежей выпечки рекомендуется применение источников света с низкой цветовой температурой 2500-3000 К, дающих теплый золотистый свет.

Замороженные продукты, рыба на льду

В этом отделе особенно важно подчеркнуть холодную свежесть продуктов, неправильно выбранные источники света могут создать неприятные серые оттенки, из-за чего рыба может показаться протухшей или перемороженной. Рекомендуется использовать источники света с цветовой температурой 4200 — 6500 К с высокой цветопередачей (80% и выше). Если же на одной витрине выложена разделанная белая и красная рыба, то лучше использовать более универсальные теплые лампы (3000 К). Освещённость следует достичь акцентным, направленным светом.

Мясные продукты

Для освещения свежего мяса идеально подходит лампа с цветовой температурой 2500-3000 К. С данной цветовой температурой мясо будет выглядеть как никогда свежим и сочным, но оно должно быть таковым в действительности, иначе покупатель может быть разочарован. Ведущими производителями разработаны специальные «мясные» лампы, в спектре которых преобладает красный цвет.

Фрукты и овощи

При подборе освещения для этого отдела надо учитывать несколько моментов. Во-первых, фрукты и овощи не переносят нагрева, при этом они быстро портятся, во-вторых, в отделе представлена насыщенная цветовая гамма, поэтому задача светодизайнера — угодить каждому фрукту и овощу в отдельности, показать его индивидуальность и сохранить его полезные качества как можно дольше. Лучше всего этот отдел освещать направленными светом, трековым освещением, с лампами цветопередачей более 90% — тогда фрукты и цветы кажутся блестящими, свежими, здоровыми.

 

Post Author: admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *