Энергетическое обследование (энергоаудит)
Энергетическое обследование (энергоаудит) - это всесторонняя оценка деятельности предприятия, связанная с затратами на энергию различных видов - топливо, воду и некоторые энергоносители.
Условно этот процесс можно разделить на несколько шагов.
1. Получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов.
2. Определение показателей энергетической эффективности.
3. Определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
4. Разработка перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.
Проведение энергетического аудита необходимо, чтобы сократить затраты на отопление, электроэнергию, газ, воду, найти потери, утечки и устранить их. А следовательно, выполнить требования ФЗ №261, сделать энергопаспорт и программу энергосбережения.
Программа повышения энергетической эффективности обеспечивает:
• повышение надежности энергоснабжения;
• повышение надежности и безопасности энергоустановок;
• повышение эффективности энергоиспользования;
• оптимизацию энергетических издержек по организационно-экономическим причинам.
Энергетическое обследование в обязательном порядке, должны проводить организации, совокупные затраты которых на потребление энергоресурсов превышают 50 миллионов рублей в год. В эту категорию попадают все государственные и коммерческие организации.
• Государственные организации, затраты которых на энергопотребление превышают 50 миллионов рублей в год, обязаны провести энергетическое обследование (энергоаудит).
• Коммерческие организации, затраты которых на энергопотребление превышают 50 миллионов рублей в год, обязаны провести энергоаудит (энергетическое обследование).
• Государственные организации, затраты которых на энергопотребление не превышают 50 миллионов рублей в год, могут выбрать между обязательным энергетическим обследованием и энергодекларацией.
• Коммерческие организации, затраты которых на энергопотребление не превышают 50 миллионов рублей в год, не обязаны проводить энергоаудит, за исключением коммерческих организаций, которые осуществляют - производство, транспортировку, добычу или переработку энергоресурсов
• Коммерческие организации, которые осуществляют регулируемые виды деятельности. Это, например, управляющие компании и ТСЖ.
Энергоаудит предприятия следует начинать с технического задания. В техническом задании для энергетического обследования необходимо отразить работы, которые необходимо выполнить. Например, это может быть только экспресс-обследование с минимальным бюджетом, для удовлетворения требований федерального закона №261. В других случаях может быть необходимо обследовать только здание, котельную или систему электроснабжения. Все это необходимо указать в техническом задании.
Согласно стандартам ASHRAE, можно выделить четыре уровня анализа:
• Уровень 0 – бенчмаркинг: этот первый анализ состоит в предварительном анализе энергопотребления всего здания, основанном на анализе исторического использования коммунальных услуг и затрат, а также сравнении характеристик зданий с аналогичными зданиями. Данный бенчмаркинг исследуемой установки позволяет определить, требуется ли дальнейший анализ;
• Уровень I – сквозной аудит: предварительный анализ, проведенный для оценки энергоэффективности зданий с целью выявления не только простых и недорогих улучшений, но и перечня мер по энергосбережению для ориентации будущего детального аудита. Эта проверка основана на визуальных проверках, изучении установленного оборудования и эксплуатационных данных, а также детальном анализе зарегистрированного потребления энергии, собранного на этапе бенчмаркинга;
• Уровень II – детальный энергоаудит: По результатам предварительного аудита этот вид энергоаудита заключается в обследовании энергопотребления с целью проведения комплексного анализа исследуемой установки, более детального анализа объекта, разбивки энергопотребления и первой количественной оценки из ЭКО/ЭКО выбираются для исправления дефектов или улучшения существующей установки. Этот уровень анализа может включать в себя расширенные измерения на месте и сложные инструменты компьютерного моделирования для точной оценки выбранных энергетических модернизаций;
• Уровень III – аудит инвестиционного уровня: детальный анализ капиталоемких модификаций с акцентом на потенциальные дорогостоящие ЭКОС, требующие тщательного инженерного изучения.
В Российской Федерации действуют нормативные акты, регламентирующие проведение энергоаудита, к ним относятся следующие документы:
1. Федеральный закон «Об энергосбережении» от 23.11.2009 № 261-ФЗ.
2. Распоряжение Правительства РФ от 01.12.09 г. № 1830-р. «Об утверждении плана мероприятий по энергосбережению».
3. Приказ Министерства энергетики России от 04.02.2016 № 67 «Об утверждении методики определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса».
Стоит заметить, что мы проводим обследование и оценку освещения и внутреннего электроснабжения. В это обследование входят:
1. Измерение текущей освещенности.
2. Фиксация типов и количества осветительных приборов, их техническое состояние, их соответствие типу данного помещения.
3. Оценка правильности расположения светильников.
4. Состояние окон и окраски стен и потолка помещения.
5. Оценка внедрения системы управления светильниками и наличие регуляторов напряжения.
6. Обследование уличного освещения.
7. Оценка инженерных сетей (электропроводки).
Единой методики расчета стоимости на государственном уровне не существует. Большинство компаний, членов СРО, давно предоставляющих эти услуги, считают правильным производить расчет с учетом:
- согласованного технического задания,
- площади помещений,
- состояния жилого фонда,
- года ввода в эксплуатацию коммунальных сетей,
- продолжительности обследования
почасовой занятости персонала и командировочных расходов,
- амортизации приборов и цены расходных материалов.
Востребована и нередко применяется привязка к сумме годовых расходов на электропотребление. Диапазон предложений от 1 до 6 %. В каждом случае оплата и расходы должны быть обоснованными. Это во многом зависит от работы экономической службы заказчика.