Виды и требования архитектурного освещения
Архитектурное освещение - один из видов освещения, направленный на создание художественно-привлекательного облика здания методом подсветки его фасада.
- Основные задачи архитектурного освещения
- Что должно быть учтено в техническом задании на проектирование фасадного освещения?
- Основные требования ГОСТ и СНиП к нормам архитектурного освещения городских объектов
- Виды архитектурного освещения
- Новейшие светодиодные технологии - множество вариантов цветового оформления
- Система управления архитектурным освещение
- Частые ошибки в архитектурном освещении
На сегодняшний день оно очень распространено. Архитектурная подсветка применяется для построек исторического и культурного значения, храмов, а также для торговых центров, спортивных сооружений, гостиниц и ресторанов, частных домов, парков, арт-объектов и т.д. Художественно-архитектурное освещение может преобразить любое сооружение, скрыть его дефекты и подчеркнуть достоинства.
Основные задачи архитектурного освещения
- повысить узнаваемость сооружения;
- привлечь внимание;
- обозначить статус организации;
- скрыть недостатки фасада в вечерние, ночные часы;
- повысить экономический эффект на коммерческом объекте.
*А кроме того, повысить безопасность человека на улицах города в тёмное время суток.
Что должно быть учтено в техническом задании на проектирование фасадного освещения?
При разработке концепции фасадного освещения необходимо учитывать вид деятельности человека на этом объекте. Поэтому во время проектирования учитываются такие параметры, как:
- расположение объекта по отношению к остальным архитектурным постройкам;
- стиль и отделка фасада;
- общее количество света;
- цвет света, от которого зависит общее восприятие объекта;
- распределение света в пространстве;
- влияние системы освещения на человека.
Фасадное освещение должно обеспечивать интеграцию осветительного оборудования в архитектурной среде, соблюдение строительных норм и правил, стандартов (ГОСТ Р 54350, ГОСТ 14254, ГОСТ Р 522398) и рациональное потребление электроэнергии.
Основные требования ГОСТ и СНиП к нормам архитектурного освещения городских объектов
- Равномерность яркости для заливающей подсветки в пределах освещаемого фасада (UL) составляет 0,3 для фасадов с одноцветной и гладкой поверхностью, 0,2 - с рельефной и многоцветной поверхностью.
- Полуцилиндрическая освещенность центральных аллей - не менее 2 лк по оси аллеи.
- Коррелированная цветовая температура (КЦТ) для объектов с «холодно-белыми» оттенками поверхностей составляет 4000-6000 К, с «тепло-белыми» цветами - 2200-3500 К.
- Полихромные объекты должны освещаться источниками света с общим индексом цветопередачи (Ra) не менее 80.
- Для создания архитектурной подсветки можно использовать осветительные приборы со степенью защиты от окружающей среды не ниже IP.
В архитектурной подсветке используют практически все виды светильников: грунтовые, точечные, акцентные - прожекторы, линейные, гибкие светильники.
Виды архитектурного освещения
- Общее заливающее. Заключается в подсветке участка местности, плоскости или трехмерного объекта целиком.
- Локальное или локализованное. Позволяет выгодно выделить декоративно-пластические или тектонические характеристики здания, а также элементы благоустройства: газоны, подпорные стенки, цветники.
- Акцентирующее. Необходимо, чтобы обратить внимание на ключевую деталь объекта, к примеру, элемент. Это достигается за счет увеличения освещенности или выделения светом другого цвета на фоне окружения.
- Контурное. Один из вариантов световой графики, который направлен на проявление силуэтного рисунка объекта.
- Светящийся фасад. Подобный прием используют на светопропускающих фасадах, чаще стеклянных. Осветительные приборы ставят внутри и направляют их на стекло.
- Фоновая заливка. Общий силуэт здания затемняется за счет направления пучка света с заднего плана. Это позволяет подчеркнуть очертания объекта.
Новейшие светодиодные технологии - множество вариантов цветового оформления
Аналоговые светильники (прожектора) для архитектурного освещения зданий с единственным “естественным” свечением уже уходят в прошлое. Новейшие светодиодные технологии позволяют использовать различные варианты цветового оформления – классический белый: холодный, естественный, теплый, а также красный, синий, зеленый, желтый. Последние могут смешиваться, образуя самые разнообразные цвета палитры. При этом, смешивание цветов происходит при близком расположении светодиодов.
Какое освещение подойдет зданию?
- Для домов и зданий, построенных в классическом стиле, лучшее световое решение – это в классических белых тонах: не вызовет лишних эмоций или дискомфорта при восприятии – всегда будет выигрышным.
- Лучший вариант для оформления современных зданий, торговых, офисных и развлекательных центров – это цветная RGB-подсветка: всегда привлечет максимальное внимание. Использование динамического управления цветом (DMX) позволит настроить любой динамический эффект сочетания и переливания различных цветов.
- Для декоративной, рекламной и художественно-архитектурной подсветки используют комплексный вариант, в котором сочетаются разные цвета, стили, и оборудование. В этом случае всегда используются индивидуальные творческие решения.
- Прожекторы с малым углом раскрытия луча устанавливают для локального освещения и зонирования, с большим - для заливающего света. Есть прожекторы белого света разной световой температуры, управляемые прожекторы RGB для цветной динамической подсветки.
Выбрать прожектор для подсветки элемента
- Для подсветки снизу: Линейные светодиодные прожекторы с углом раскрытия от 15° до 30°
- Для подсветки верхней части здания: «Заливающие» прожектора.
- Для колонн, портиков, барельефов: вертикально направленный свет (двунаправленные прожекторы).
- Для подчеркивания деталей фасада - фризов, проёмов, балконов, а также для зонального освещения - Линейные светильники для архитектурной подсветки выпускаются с разной длиной, мощностью, углом раскрытия луча. Могут собираться в длинную светящуюся линию для подсвечивания карнизов.
- Для локальной подсветки, выделения отдельных элементов фасада - колонн, балюстрад, рустов, цоколя: точечные светильники имеют меньшую мощность, чем прожекторы.
- Для подсветки лестниц, фасадов: встраиваемые светильники могут работать как Downlight. Они небольшой мощности, с различным углом раскрытия. Трубчатые светодиодные светильники ставят для контурного освещения. Светят во все стороны, угол раскрытия 360°.
Системы управления архитектурным освещением
Динамический сценарий
Кроме самих светильников в архитектурном освещении необходимо помнить и про систему управления освещением (применение протоколов управления светильниками, возросшие возможности программирования). Система управления воспроизводит специально написанные сценарии динамического освещения, зависящие от объекта, установленного оборудования и задачи. Если к такому сценарию добавить ещё музыку, то эффект от праздника с концертом динамической светоживописи будет незабываемым.
Экономия электроэнергией и управление светодинамикой - технология DMX
Для экономии электроэнергии также необходима система управления, она позволит в будничные дни использовать менее ресурсоемкие источники света, а в праздничные и выходные дни, наоборот, яркое нестандартное свечение позволяет выделить здание на фоне других и привлечь игрой цвета. Для этого используют технологию DMX, позволяющую управлять светодинамикой.
Вообще изначально DMX стандарт применялся для освещения в кинотеатральной и выставочной индустрии. Сегодня эта технология используется и в архитектурном освещении. Она позволяет управлять различными группами светильников, яркостью и цветом свечения. Отдельными группами светильников, к примеру, крыша, фасад, колонны, оконные проемы, контурная подсветка и пр. Внутри каждой группы имеются подгруппы – по яркости, цвету и пр. Например, в будни достаточно свечения одной группы (можно назначить оптимальную интенсивность), а в дни праздников, выходных, фестивалей, значимых спортивных или иных мероприятий можно включить все группы, повысить интенсивность их свечения, а также создать различные переливы цвета - плавный или резкий переход одного цвета в другой, смешивание цветов и пр. эффекты. Группировка снижает ресурсоёмкость отдельного светильника, имеющего один сигнал, ей назначают один адрес – в результате общая себестоимость снижается.
Частые ошибки в архитектурном освещении
Мы, как проектировщики освещения постоянно анализируем новые работы воплощения архитектурного освещения в городах. Самой распространённой ошибкой является отсутствие концепции, единого связного художественного образа. Также, при отсутствии разработанной концепции есть попытки применить за один раз всё возможное оборудование, ориентируясь не на художественный замысел, а на выпячивание всевозможных форм свечения и углов. При этом не достигается единого восприятия, оборудование не работает «совместно» над одним образом здания.
Самые частые из таких ошибок:
- неравномерная яркость по фасаду, свет от одной группы светильников заметно ярче света от других;
- неодинаковая цветовая температура светильников, заметные «пятна»;
- нет эффекта от правильно выстроенного освещения, здание выглядит тускло - не хватает мощности установленных светильников;
- не был скорректирован уличный свет, в результате низ здания подсвечен уличными фонарями, а не штатной подсветкой;
- монотонная заливка фасада без подчеркивания или выделения элементов архитектуры, безликое здание - возможно, проект не был доведён до конца, не установлены локальные подсветки;
- слишком яркий, кричащий свет, резко выделяющийся на фоне соседей - не были учтены существующие нормы.